Воображаемая геральдика Средневековья

В почти космодесантском шлеме едет рыцарь Ланселот с гербом на щите. Как и положено рыцарю, даже если он родом из книг. Иллюстрация из французской рукописи ок 1310г

В Средние века гербы были у всех знатных людей. И в какой-то момент возникла мысль, а какие гербы имелись у людей далекого прошлого? Скажем у владык далекого прошлого, как Юлия Цезаря. Но мысль шла дальше, какие гербы у героев библейский легенд? Трудно было представить значимых персон без герба, атрибута любого знатного гражданина.

И тогда люди средних веков сказали «Сейчас будет». И у многих популярных персонажей истории и литературы появились гербы.

Thesouro de Nobreza. 1675

Гербы легендарных королей

Первыми свои гербы получили монархи прошлого, как император Карл Великий. Затем настала очередь персонажей античной истории. От грека Ахилла и троянца Гектора до Александра Македонского и Юлия Цезаря.

герб Александра Македонского из Аугсбургского гербовника XVI в

Многие геральдические сборники включали «воображаемые» гербы. Например в португальском сборнике гербов «Thesouro de Nobreza»перечисляются гербы португальских семейств. И сюда же включены гербы Гектора, короля Артура и Александра Македонского.

Гербы в церквях были обычным явлением для Средневековья и Возрождения. Гербы знатных спосоров строительства собора или местных знаменитостей появлялись на фресках и витражах. Не обходили художники стороной и значимых героев легенд и прошлого.

Фрески в Кастелло-делла-Манта (Пьемонт) 1420 г. Слева направо Иуда Маккавей, король Артур, Карл Великий и Готфрид Бульонский

Истории о рыцарях Круглого стола и короле Артуре были настолько популярны, что получили собственный геральдический сборник «Les Noms, Arms et Blasons des Chevalliers et Compaignes de la Table Ronde». Свой герб имел и храбрый Роланд, образец рыцарства из цикла легенд о Карле Великом.

Герб короля Артура. Из книги: "Имена, гербы и блазоны рыцарей Круглого Стола"/"Les Noms, Arms et Blasons des Chevalliers et Compaignes de la Table Ronde"

Библейские герои и их гербы

Не обделили и библейских персонажей. Каждому воителю и государю вручили по гербу (Моисей, Давид, Иуда Маккавей и др.).

У Иисуса Навина, легендарного ветхозаветного воителя, на серебряном щите сияло золотое солнце. Такое сочетание цветов является ошибкой. Но герою можно.

Иисус Навин с серебряным щитом с золотым солнцем (воин слева, фреска частично разрушена), рядом с синим щитом стоит царь Давид.
Иисус Навин с серебряным щитом с золотым солнцем (воин слева, фреска частично разрушена), рядом с синим щитом стоит царь Давид.

Считалось что у царя Давида множество талантов, писал музыку и стихи. Поэтому на его щите рисовали золотую арфу. Цвет щита мог менятся, становился красным или получал кайму с зубцами. Но музыкальный инструмент оставался.

Герб Смерти

Но исторических личностей и персонажей из легенд оказалось мало. Постепенно у Бога, Адама и Евы, и даже Смерти появились свои гербы. Альбрехт Дюрер не обошел стороной тему и создал герб Смерти в своей жутковатой красе. На турнирном щите помещена реалистичная эмблема с черепом. Патлатый «дикий человек» за шлемом это щитодержатель. Само наличие данного элемента указывает на статусность, все же Смерть грозное явление и неотвратимое. А девушка наглядная демонстрация «поцелуя смерти», что тут не шутки шутят.

Альбрехт Дюрер. 1503

Герб как клеймо врага

Гербы атрибут людей достойных и благородных. Но одновременно герб мог становится клеймом врага, любого «иного». С XIII века на страницах рукописей можно встретить немало рисунков о битвах рыцарей и сарацин времен Крестовых походов. Часто «свои» и «чужие» на миниатюрах выглядели одинакого. И гербы приобретали практическое свойство, помогали отличать одних от других.

Конечно ближневосточные воины не пользовались такими символами. Но разве это могло остановить художников? Как пишет Михаил Майзульс: «Воображаемые гербы мусульман требовались в первую очередь для того, чтобы изобличать иноверие, противопоставить доблестных воинов Христовых». Но знаки инаковости, метки «других», оказывались не только на гербах сарацин. Подобные эмблемы предназначались для всех: языческие идолопоклонники, ханаанцы, сражающихся с израильтянами, Голиаф повергнутый Давидом, и «дикие народы», противники Александра Македонского. Все они получили похожие или точно такие гербы с жабами, скорпионами и прочими эмблемами.

Схватка сарацин и крестоносцев. Миниатюра из «Романа о Готфриде Бульонском», XIV век.

Подобный герб с жабами достался литературному персонажу Фарамону (Pharamon) королю Галлии из цикла баллад о «Короле Артуре». Неприятное земноводное для людей тех времен связывалось с дьяволом и нечистью и пользовалось славой приспешников ведьм и нечистой силы. И герб с жабой на щите оказывался клеймом врага. С ним рисовали Сатану или противника рыцарей Круглого стола.

герб с жабами Фарамона (Pharamon) короля Галлии

Но не всегда герб у представителя другого народа был вражеским клеймом. Там правителям Китая, Индии или Африки тоже рисовали гербы без негатива. Потому что они правители и им положено.

Заключение

Воображаемая геральдика отдельный и интереснейший пласт истории культуры от Средневековья и Возрождения. Гербами наделяли достойных персонажей легенд. Или клеймили чужаков и иноверцев. Их включали в гербовники дворянских семейств, которые на практике документ вида «why is why», и мог использоваться в суде при доказательстве родства. Воображаемая геральдика не оставалась шуткой, а вполне явно отражалал мировоззрение средневекового человека.