Такая историческая реалия, как полковые знамена, — это распространенная европейская традиция. В Западной Европе на них часто изображали геральдические эмблемы. В Средневековой Руси их не было, но существовала собственная воинская традиция иконописных стягов. Дальше подробный рассказ про них.


Большой кусок ткани яркого цвета на древке и есть стяг. Его использовали, только когда войско шло в бой. Стяг снимали с древка и везли отдельно на телегах. А перед боем привязывали к шесту. На пожелтевших страницах летописей есть выражение «Не поставиши стяга». Что значит «застали врасплох». Существовало еще одно слово для обозначения воинского знамени – хоругвь, которое было в ходу на территории Восточной Европы.
Полковые или царские знамена делались огромного размера. Один человек не смог бы их удержать. Поэтому знаменосцев было сразу два или три, и они назывались «стяговики». Древко могли вкопать в землю, и в таком случае эти люди не держали, а только защищали стяг. Его падение могло вызвать смятие среди ратников, что было крайне не желательно.


У княжеского войска обычно было несколько стягов. Их практическое назначение — указать местоположение «своих», удобный ориентир во время боя. Но в то же время знамя является символом власти, оно символизирует статус победителя или хозяина земли. В начале ХIII века в Галицко-Волынской летописи рассказывается о походе князей Даниила и Василька Романовичей к польскому городу Ка́лишу. Польские воины обращались к своему князю: «Если русское знамя водрузится на городских стенах, то кому воздашь честь?».
В южно-русских землях стяги вывешивали на ворота и стены крепостей, на манер Западной Европы. Но в других регионах Руси такая традиция отсутствовала.

Знамя Большого наряда (артиллерии) русской армии в Государевом походе на Смоленск 1654 г. из собрания Оружейной палаты Московского кремля
Рисунки на стягах
На Руси прекрасно знали о западноевропейской геральдике. Но намеренно не использовали. Как пишет геральдист Юрий Васильевич Арсеньев, наши предки считали неуместным изображать на стягах мирские образы. Птицы и звери, как на флагах иноземных войск, в XII-XVI веках с точки зрения религиозных людей были кощунством, подобное оформление знаков власти было им чуждо. Поэтому использовались только «святые» изображения. Первоначально это был крест, позже Спас Нерукотворный. Так, во время Куликовской битвы 1380 г. на стяге князя Дмитрия Иоанновича был образ Христа Спасителя.
Иконописный стяг во время войны мог использоваться вместо иконы. Перед битвой воинам разрешалось молиться на него. В «Сказании о Мамаевом побоище» красочно рассказывается о том, как князь Дмитрий Иоаннович Донской перед началом битвы с татарами упал на колени перед одним из таких знамен, чтобы помолиться о победе. Эта сцена в «Сказании» описывается подробно: «Князь же великий, увидав свои полки достойно устроенными, сошел с коня своего и пал на колени свои прямо перед большого полка черным знаменем, на котором вышит образ владыки Господа нашего Иисуса Христа, и из глубины души стал взывать громогласно».


К XVI веку сюжеты на стягах стали разнообразнее: Георгий Победоносец на коне с копьем, летящие перед войском ангелы, апостолы, пророки, святые покровители войска или города и т.д. На Великом стяге Ивана Грозного изображен архангел Михаил, за которым следует войско. Иногда процедура освящения стяга не отличалась от освящения иконы. И полотнище действительно почиталось, как икона. Только под конец Средневековья на знамена стали добавлять надписи на латыни и «житейские рисунки».
Стяги и Оружейная палата


Когда стяг изнашивался его отвозили в Оружейную палату. Там содержался целый штат живописцев специально для знамен. Они делали его копию и отправляли обратно. Кстати, туда же отвозили стяги по окончании сражения до следующей битвы. В некотором смысле можно считать прообразом музейного хранения.
Иконописные стяги применяли вплоть до начала XVIII века. Фельдмаршал Борис Петрович Шереметьев был последним кому было вручено полковое знамя в 1701 году. Вскоре после указа Петра Первого полковых знамен древнего образца не осталось. В России началась новая страница истории, и иконописные знамена ушли в прошлое.

Великий стяг (большого полка) Ивана Грозного (1560 г)